Тел./Факс: +7-496-566-47-27 - приёмная
+7-496-566-40-66 - регистратура

e-mail: mz_mopb5_selkovo_pnd@mosreg.ru

141100, Московская область,
г. Щелково, ул. Трудовая, стр. 2

Блог психолога

 

Развитие речи от 0 до 10 лет

Часто, на диагностике, на вопрос «когда ваш ребенок начал говорить?» родители отвечают очень неоднозначно: «где-то в 3 года или 4 или в год». А ведь от этого зависит всё будущее ребенка, как громко бы это не звучало.

Так когда и как должен заговорить ваш ребенок:

1. Этап первый - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Продолжается с 0 до 12 мес.

- Речь в форме крика и плача (подготавливает артикуляционный аппарат к использованию).

- Гуление - появляется к концу 3го месяца жизни и с 5 месяцев и до 12мес. 

- «Лепет» - это стадия доречевого развития ребенка и предшествует появлению фраз.

2. Этап преддошкольный

Продолжается от 1года до 3х лет.

- 1 год. Автономная детская речь (детский жаргон) – это первая речевая деятельность, которая характеризуется активной артикуляцией. Она не понятна для окружающих, многозначна и ситуативна.

- 1,5 – 2 года. Телеграфная речь – еще один из ранних этапов развития речи. Переходный период к овладению речью взрослых. Это однословные сочетания сменяются двусловными («голова макай буль-буль»).

- 2-3 года. Ситуативно – деловая речь. Это форма общения ребенка со взрослым. Появляется потребность к сотрудничеству со взрослым, совместной активности и впечатлениям. Роль взрослого : демонстрация различных действий с предметами и раскрытие их качеств. Такое сотрудничество ведет к качественному преобразованию предметной деятельности детей и возникновению развернутой речи.

3. Дошкольный этап

От 3 до 7 лет.

- 4 – 5 лет. Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не расчитаное на немедленную реакцию слушателя. Это может быть: 1. описание 2. повествование 3. рассуждение. Это сложная задача для ребенка! Ключевая сложность – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дополнительно, необходимо удерживать смысловую ценность информации.

- 5 – 6 лет. Внутренняя речь. Вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения. Заканчивается процесс формирования внутренней речи к 10-11 годам.

Согласно концепции Выготского Л.С. её формирование проходит следующие этапы: а) Развернутая внешняя речь переходит в фрагментарную внешнюю. б) Шепотная речь. в) «Речь для себя» ( ребенок учится думать).

4. Младший школьный возраст.

7-10 лет.

Теперь внутренняя речь становиться осознанной и находит свое самовыражение в письменной речи.

Из всего этого хорошо видно , как тесно связаны между собой речь и мышление, и как важно обращать внимание на то , как и что говорит Ваш ребенок

 

Надеюсь статья была вам полезна,

клинический психолог Анна Александровна Бухтеева

Полезные сайты

ГБУЗ МО ПБ №5 ПНДО "Щелково"

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №5» обособленное структурное подразделение психоневрологическое диспансерное отделение «Щелково»

141100, Московская область,
г. Щелково, ул. Трудовая, стр. 2

Тел./Факс: +7-496-566-47-27 - приёмная
+7-496-566-40-66 - регистратура

e-mail: mz_mopb5_selkovo_pnd@mosreg.ru