Тел./Факс: +7-496-566-47-27 - приёмная
+7-496-566-40-66 - регистратура

e-mail:

141100, Московская область,
г. Щелково, ул. Трудовая, стр. 2

Блог психолога

 

Волонтерство, в том числе фандрайзинг как способ лечения психических расстройств или стимуляция выработки окситоцина.

 

 

Здоровый ребенок с грудного возраста не переносит одиночество, он начинает плакать призывая родителей к себе. С возрастом, накопив обиды и разочарование мы меньше доверяем людям и в стрессовых ситуациях стремимся остаться в одиночестве. «Близкие люди» (родственники, друзья) окажутся радом с вами и помогут пережить невзгоды. А что делать если «близких людей» нет или того, кого ты считал «близким», оказался очень «далеким» когда ты в нем/ней остро нуждался…

В современной литературе доказано, что за социальная активность, способность любить, доверять и сопереживать связана с биохимическими процессами в организме, в частности с оскситоцином.

Историческая справка.

В 1909 году Генри Дейл обнаружил, что экстракты задней доли гипофиза человека способны сокращать матку беременной кошки. Фактору, который содержался в экстракте было дано название окситоцин (от греч. ωκυξ τοκοξ – «быстрое рождение»). Окситоцин впервые выделили и синтезировали в биологически активной форме в 1953 году Винсент Дю Виньо и его коллеги. В настоящее время окситоцин рассматривается как гормон и нейромедиатор, способствующий сохранению биологического вида.

Синтез окситоцина:

Общепризнано, что основным местом продукции окситоцина у всех млекопитающих являются крупноклеточные нейроны паравентрикулярных и супраоптических ядер гипоталамуса, где и экспрессируется ген окситоцина. Из этих нейронов окситоцин доставляется в нейрогипофиз, где хранится в везикулах аксонов (в тельцах Геринга), из которых он поступает в общий кровоток. Окситоцин также секретируется нейронами миндалевидного комплекса, перегородки, ствола мозга, в т. ч. нейронами дыхательного центра и спинальных ганглиев.

За пределами ЦНС (на периферии) окситоцин синтезируется в различных тканях и образованиях, в т. ч. в матке, яичниках, плаценте, амнионе, желтом теле, семенниках, придатках яичка, предстательной железе, в сердце (в желудочках и предсердиях), в стенке дуги аорты, в мышечных клетках пищеварительного тракта по всей его длине.

Как действует окситоцин

Окситоцин играет ключевую роль в таких физиологических процессах, как клеточная пролиферация, сокращение мускулатуры, регенерация стволовых клеток, секреция гормонов, участвует в развитии головного мозга, нейропластичности, а дефицит оситоцина имеет прямое отношение к формированию аутизма, шизофрении, тревожных состояний, депрессии, агрессии.

При повышении выделения окситоцина возрастает социальное взаимодействие людей или животных (крысы, мыши), что позволило рассматривать окситоцион как медиатор «социального мозга».

Механизм ауторегуляции окситоцина имеет место во время родового процесса, т. е. при реализации рефлекса Фергюсона, и при грудном вскармливании. Благодаря окситоцину формируется глубинная любовь матери к новорожденному ребенку.

Использование окситоцина в качестве лекарственного препарата нашло свое применение в акушерстве. Однако лекарств для лечения психических расстройств путем медикаментозной стимуляции выработки окситоцина в настоящее время нет.

Окситоцин выделяется в ответ на множество естественных стимулов, одним из которых является волонтерство. Если мы вызываемся помочь другим бескорыстно – посидеть с ребенком, отвезти в поликлинику, сходить в магазин или аптеку – то это дает нам запас жизненных сил, а иногда помогает пережить свои собственные трудности. У занимающихся волонтерской работой естественным путем повышается уровень окситоцина, жизнь становится более осмысленной, а общее самочувствие улучшается, так как спится лучше, люди тревожатся меньше, чувство одиночества уходит.

Врач-психотерапевт Д. В. Трифонова

Развитие речи от 0 до 10 лет

Часто, на диагностике, на вопрос «когда ваш ребенок начал говорить?» родители отвечают очень неоднозначно: «где-то в 3 года или 4 или в год». А ведь от этого зависит всё будущее ребенка, как громко бы это не звучало.

Так когда и как должен заговорить ваш ребенок:

1. Этап первый - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Продолжается с 0 до 12 мес.

- Речь в форме крика и плача (подготавливает артикуляционный аппарат к использованию).

- Гуление - появляется к концу 3го месяца жизни и с 5 месяцев и до 12мес. 

- «Лепет» - это стадия доречевого развития ребенка и предшествует появлению фраз.

2. Этап преддошкольный

Продолжается от 1года до 3х лет.

- 1 год. Автономная детская речь (детский жаргон) – это первая речевая деятельность, которая характеризуется активной артикуляцией. Она не понятна для окружающих, многозначна и ситуативна.

- 1,5 – 2 года. Телеграфная речь – еще один из ранних этапов развития речи. Переходный период к овладению речью взрослых. Это однословные сочетания сменяются двусловными («голова макай буль-буль»).

- 2-3 года. Ситуативно – деловая речь. Это форма общения ребенка со взрослым. Появляется потребность к сотрудничеству со взрослым, совместной активности и впечатлениям. Роль взрослого : демонстрация различных действий с предметами и раскрытие их качеств. Такое сотрудничество ведет к качественному преобразованию предметной деятельности детей и возникновению развернутой речи.

3. Дошкольный этап

От 3 до 7 лет.

- 4 – 5 лет. Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени и не расчитаное на немедленную реакцию слушателя. Это может быть: 1. описание 2. повествование 3. рассуждение. Это сложная задача для ребенка! Ключевая сложность – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дополнительно, необходимо удерживать смысловую ценность информации.

- 5 – 6 лет. Внутренняя речь. Вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения. Заканчивается процесс формирования внутренней речи к 10-11 годам.

Согласно концепции Выготского Л.С. её формирование проходит следующие этапы: а) Развернутая внешняя речь переходит в фрагментарную внешнюю. б) Шепотная речь. в) «Речь для себя» ( ребенок учится думать).

4. Младший школьный возраст.

7-10 лет.

Теперь внутренняя речь становиться осознанной и находит свое самовыражение в письменной речи.

Из всего этого хорошо видно , как тесно связаны между собой речь и мышление, и как важно обращать внимание на то , как и что говорит Ваш ребенок

 

Надеюсь статья была вам полезна,

клинический психолог Анна Александровна Бухтеева

Полезные сайты

ГБУЗ МО «ЩПНД»

Государственное бюджетное учреждение
здравоохранения Московской области
«Щелковский психоневрологический диспансер»

141100, Московская область,
г. Щелково, ул. Трудовая, стр. 2

Тел./Факс: +7-496-566-47-27 - приёмная
+7-496-566-40-66 - регистратура

e-mail: